Главная

В октябре 2020 года ЮАР и Индия обратились в ВТО с просьбой снять ограничения на патенты на вакцины от ковид, препараты и оборудование для его лечения, а также обеспечить доступ к данным клинических испытаний. Как и следовало ожидать, большинство стран, в которых находятся компании разработчики вакцин, ответили отказом, объясняя тем, что это снизит заинтересованность фармацевтических компаний в будущих разработках. Недавно президент Джо Байден идею поделиться патентами поддержал. Конфликт между США и ЕС на этой почве возник практически сразу, потому что демонстрирует моральное превосходство Белого дома, а до сих пор это было прерогативой ЕС. Теперь Европа отбивается от упреков бедных стран, остро нуждающихся в вакцине. Но только ли в высоких моральных стандартах президента Байдена дело?

Сколько времени должно пройти, чтобы трагедия стала развлечением? И что можно считать развлечением, а что – напоминанием и лекарством от забывчивости? Вот мой любимый фильм о войне – «В бой идут одни старики»: много музыки, смеха, «Смуглянка», опять же. У вас повернется язык назвать его развлечением? У меня нет. А вот современные сериалы про войну – да, уже развлечение. Там акценты смещены: больше приключений – бах, бах, ножом вжик, нам все по плечу, ура, ура! Пусто внутри. Ответ на вопрос «сколько лет должно пройти, чтобы…» в этом случае – еще при жизни трагического поколения. А уж если сто лет прошло, трагедия становится не только приключением и развлечением, но и генератором денег. В Китае строят точнейшую – вплоть до дверных ручек – копию «Титаника». Он станет парком развлечений. Правда, после протестов от идеи симулировать столкновение с айсбергом пришлось отказаться.

Есть много разных способов рассорить соседние народы – можно говорить о неправильном толковании истории, несправедливости границ, делить исторические фигуры, придавая им «правильную» национальность во времена, когда национальностей еще не было… Но самое быстрое и эффективное – начать делить кухню. Не в смысле жилплощадь – хотя это тоже кратчайший путь к ссоре, – а в смысле блюд. Вот, например, борщ. Или пельмени, лапша – ой, извините, паста. Как говорится, вы будете смеяться, но у многих блюд, которые другие страны считают своими национальными, можно найти китайские корни.Особенно когда хочется их искать. Не так давно Китай замахнулся на то, что в соседней стране считают частью своей души, культуры и образа жизни – корейскую капусту кимчи. Что тут началось!..

Что общего между тюльпанами, доткомами и космосом? Тюльпановые и доктомовские пузыри однажды лопнули. Космический пузырь образуется прямо сейчас. С первого квартала 2020 по первый квартал 2021 года частные инвесторы влили 8.7 млрд. долларов США в космические компании. Многие считают, что космические компании – следующая «большая вещь» и вкладывают в них деньги. Эксперты же предупреждают: космические компании, возможно, следующий большой пузырь – они часто идут рука об руку.

Китай стал второй страной в мире, посадившей свой исследовательский аппарат на поверхность Марса. А за несколько недель до этого запустил в космос ключевой модуль будущей станции, которую планируют ввести в эксплуатацию в 2022 году. Если это произойдет, Китай станет второй страной после России, имеющей постоянную космическую станцию, в после 2024 года может оказаться единственной такой. Два года назад Китай стал первой страной в мире, которая отправила беспилотный аппарат на обратную сторону Луны. А вы до сих пор думаете, что Китай – это низкокачественные подделки? Напрасно.

Белорус Вадим Фролов мечтает об Эвересте давно – с тех самых пор, как начал заниматься альпинизмом: потому что есть «все остальные горы и есть Эверест». В прошлом году планы спутал коронавирус, из-за которого Непал и Китай закрыли доступ к горе. В этом году Непал гору открыл и Вадим вместе с сотнями восходителей из разных стран  устремился к Эвересту. С собой он нес копию Знамени Победы и кисет с землей с минского Кургана Славы, посвящая свое восхождение своим воевавшим на Второй мировой дедам и всем победителям  той войны. О том, как все планы спутал коронавирус, как Вадима, жизнь которого была под угрозой, эвакуировали с Эвереста, и о крепкой альпинистской дружбе, позволившей поднять на вершину мира национальный флаг Беларуси, Знамя Победы и горсть белорусской земли – в моем материале.

Когда я иду в Большой театр Беларуси после блестящей премьеры «Лебединого озера», чтобы поговорить с художественным руководителем театра и автором нынешней постановки Валентином Елизарьевым, то ожидаю увидеть триумфатора. Но вижу человека, почти опустошенного. Валентин Николаевич, конечно, улыбается – и улыбка его юна, обаятельна и заразительна – но в глазах усталость: после премьеры так бывает. О том, почему премьерный спектакль чуть не пришлось завершать досрочно и о том, что в балете всегда есть место подвигу, о том, почему балет в бывшем СССР всегда был и сейчас остается популярнее оперы, о том, что значит художественное руководство для театра и состоится ли фестиваль «Балетное лето в Большом» – мы поговорили обо всем.

17/ 05

Эдинбург Лондону: встретимся в суде!

Шотландские националисты настаивают: «когда», а не «если» – когда будет проведен референдум о независимости, а не «если» он будет проведен. Первый министр Шотландии Никола Стёрджен настроена решительно и боится упустить момент. Хотя, возможно, она его уже упустила.