Главная

Долгое время самой быстрорастущей экономикой в мире был Китай. Когда я жила в Пекине с 2000 по 2013 год рост ВВП обозначался двузначными цифрами, и экономисты – не китайские, само собой – били тревогу: экономика перегрета, ей грозит коллапс. Коллапса нет, но замедление – налицо. В свое время это было осознанным выбором руководства Китая – качественный рост вместе количественного. Тогда экономисты (снова не китайские) говорили, что Поднебесной нужно не менее 6% роста ВВП в год только для того, чтобы сохранить существующий уровень жизни и занятости. Кстати, с 1991 по 2018 год он никогда ниже этой цифры не опускался. Но нет ничего вечного под Луной – спросите хотя бы великого поэта Ли Бо, который утонул в реке, пытаясь поймать лунное отражение. Инвестиционный банк «Номура» прогнозирует, что в нынешнем году рост ВВП Китая составит 4.3%, США – 4.6%, а Индии – 8.5%. Крейг Ботхэм из консалтинговой компании Pantheon Macroeconomics уверен, что экономка Китая в 2022 году вырастет на 4.7%, США – 4.5%, Индии – 9.2%. И, говорят аналитики, это будет долгосрочным трендом.

В апреле во Франции пройдут президентские выборы. И хотя их главный фаворит, действующий президент Эммануэль Макрон еще официально не объявил о своем выдвижении, в том, что в выборах он будет участвовать и, весьма вероятно, победит, сомнений нет. Нынешние опросы дают ему 24-25% голосов – это неплохой показатель, правда, недостаточный для победы в первом туре. Значит, будет второй. С кем именно Макрон там встретиться – и есть самая любопытная интрига. Выбор французам предстоит интересный: им придется выбирать между правоцентристами, просто правыми, крайне правыми и ультраправыми.

Первый этап серии переговоров о гарантиях безопасности России прошел в Женеве между заместителем министра иностранных дел России Сергеем Рябковым и первым заместителем Госсекретаря США Венди Шерман. Журналисты, которых допустили только на протокольную часть, отметили, что во время короткой фотосессии партнеры едва посмотрели друг на друга. Зато сами переговоры за закрытыми дверями продлились почти восемь часов. И, похоже, обошлись не только без сантиментов, что вполне ожидаемо, но и без лишней дипломатичности. Тоже, кстати, ожидаемо. Ответа на вопрос, стоит ли ожидать ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном, или эскалацию можно предотвратить, пока нет. Но то, что они на этой неделе продолжатся в других форматах – уже хорошо. Но пока это единственное, что хорошо. Во всем остальном больше разногласий, разночтений и разнопониманий.

Нынешняя неделя может оказаться очень важной для безопасности Европы и мира. Причем она будет важной независимо от того, чем закончатся переговоры между Россией и США, Россией и НАТО, Россией и ОБСЕ. Потому что если стороны усидят за столом до конца недели, это не плохой знак: у них есть желание говорить, а, возможно, и договариваться. А когда такое желание есть, оно в той или иной форме может быть реализовано. Если же стороны разойдутся в первые дни, это тоже будет знаком. Плохим.

Принуждение к переговорам

Последней политической новостью 2021 года стала публикация Россией проектов договоров с США и НАТО о гарантиях безопасности. На Западе, которому это сделанное столь необычным образом предложение адресовано, его тут же назвали «ультиматумом». Но на переговоры согласились. Пока НАТО играет мускулами, а Европа нервничает, разбираемся с главными вопросами: почему именно сейчас, каковы шансы подписать договоры и причем здесь Беларусь?

Вы замечали – больше всего чудес мы ждем зимой? Наступает время, которое мы называем «предновогодней суетой», мы зажмуриваем глаза, надеваем самую теплую из своих улыбок и… начинаем верить в чудо. Нет, не просто верить – чудеса случаются, как же, как же – а ждать. Ждать с верой, которой в себе до сих пор не подозревали, уверенностью, которую припасали для более серьезных дел, ждать с надеждой, которую попробуй обмани! И помните, помните, в прошлом декабре что-то такое уже было? «Джингл», понимаешь, «беллз», «маленькой елочке холодно зимой», выбираешь вместе с детьми наряды для лесной красавицы, и вдруг – это всегда происходит вдруг, сам не замечаешь, как попадаешься – эта вера накрывает тебя с головой: ну, а вдруг? Мы, конечно, сами кузнецы своего счастья, мы даже сами кузнецы своего чуда, но ведь есть в этом мире кто-то еще, способный позаботиться о том, чтобы мы были счастливы? Кто-то, кто подарит нам сказку? Вы можете называть его Дедом Морозом, Санта-Клаусом или Вселенной, которая подслушивает ваши желания и исполняет их. Главное в этом случае – не имя, а вера. Причем не вера в Деда Мороза, Санта Клауса и даже во всемогущую Вселенную (а она всемогуща, не сомневайтесь), главное – вера в то, что волшебство случается. И с нами тоже.  

Подводить итоги года – занятие интересное, но неблагодарное. Интересное потому, что не только вспоминаешь, чем год запомнился, но анализируешь взаимосвязи: многое становится понятнее, тенденции обозначаются ярче – и вот уже можно строить прогнозы, причем не только на ближайший год. А неблагодарное потому, что каждый видит год по-разному, по-своему расставляет акценты и дает оценки. Поэтому каждый подобный обзор, конечно, субъективен. Но я рискну.

Разбирая книги в маминой квартире сняла с полки книгу известного советского журналиста Василия Пескова «Отечество». И вот на даче, устраиваясь удобнее под рано темнеющим окном, я открываю книгу, изданную в 1974 году в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» – на авантитуле надпись от руки: «Поздравляем с днем рождения! Семья Костюченко» – и… попадаю в страну, которой больше нет. Я в ней родилась, Василий Песков и многие из тех, кто сейчас читает эти строки, называли ее Отечеством, а ее больше нет. Сегодня 30 лет как. Мы научились с этим жить. Как и без родных березок.