Анна
Добрый день, Инесса.
Я, как любитель чтения, с большим интересом прочитала...
Долгое время самой быстрорастущей экономикой в мире был Китай (хотя в некоторые годы Монголия его значительно превосходила, но на это не слишком обращали внимание). Когда я жила в Пекине с 2000 по 2013 год рост ВВП обозначался двузначными цифрами, и экономисты – не китайские, само собой – били тревогу: экономика перегрета, ей грозит коллапс. Впрочем, экономическим коллапсом Китаю грозят уже не первое десятилетие. Коллапса нет, но замедление экономики – да, налицо. В свое время это было осознанным выбором руководства Китая – качественный рост вместе количественного. Тогда экономисты (снова не китайские) говорили, что Поднебесной нужно не менее 6% роста ВВП в год только для того, чтобы сохранить существующий уровень жизни и занятости. Кстати, в течение почти 30 лет – с 1991 по 2018 год – он никогда ниже этой цифры не опускался. Но нет ничего вечного под Луной – спросите хотя бы великого поэта Ли Бо, который утонул в реке, пытаясь поймать лунное отражение.
Инвестиционный банк «Номура» прогнозирует, что в нынешнем году рост ВВП Китая составит 4.3%, США – 4.6%, а Индии – 8.5%. Крейг Ботхэм из консалтинговой компании Pantheon Macroeconomics уверен, что экономка Китая в 2022 году вырастет на 4.7%, США – 4.5%, Индии – 9.2%. Индия, кстати, и в 2021 году обогнала Китай по темпам роста и, говорят аналитики, это будет долгосрочным трендом. Кстати, Индия скоро и самой населенной страной в мире станет.
Одной из причин замедления экономического роста Китая эксперты называют пандемию коронавируса (хотя экономика замедлялась и до нее). С одной стороны, понятно: она притормозила весь мир. С другой, Китай, где эпидемия началась, был одной из первых стран, которая научилась с ней эффективно справляться. Но это, как отмечает ведущий экономист по Китаю инвестиционного банка «Номура» Тин Лу, дорогостоящая стратегия. И приводит в пример «золотую неделю» в октябре (неделя выходных в честь Дня образования КНР, когда китайцы традиционно много путешествуют и много тратят): по сравнению с допандемийным 2019 годом доходы от труизма в этом году упали на 40%. А нет спроса – нет роста.
В отличие от остального мира, который учится с новым вирусом жить, и в котором в 2021 году экономика восстанавливалась быстрыми темпами, Китай пошел другим путем, выбрав политику «нулевой толерантности». И, предупреждают эксперты, если Пекин и дальше будет этой политики придерживаться, это негативно скажется не только на китайском, но и на мировом экономическом росте. К тому же эта стратегия превращает Китай не в самого надежного поставщика. Крейг Ботхэм говорит: «Есть беспокойство в том, что касается экспорта: если вы ищете, откуда брать товары, поедете ли вы в Китай, где порты и фабрики могут быть закрыты в любой момент очень непредсказуемо, или поедете в другую часть Азии, где они научились жить с вирусом, и у вас есть такой же доступ ко всему остальному миру?». Случаи, когда из-за одного рабочего с положительным ПЦР-тестом на ковид закрывают весь терминал в грузовом порту, известны. Китай фактически изолировался от остального мира (друзья рассказывали мне о сложностях въезда в страну и карантине для всех въезжающих на 28 дней в маленьком гостиничном номере, больше напоминающем камеру). А внутри, например, сейчас на карантин закрыли 13-миллионный Сиань. Так что это действительно очень дорогостоящая и, как показывает опыт, все же не самая эффективная стратегия: этот вирус останется с нами навсегда, мы должны научиться с ним жить.
Новые варианты коронавируса, медленная вакцинация (особенно в развивающихся странах), сбои в цепочках поставок (причина многих как раз в Китае), нехватка рабочей силы, рост цен на энергоносители, напряженность межу Россией и США – это лишь часть причин, которые могут тормозить экономический рост в этом году. Если пандемия затянется, в ближайшие пять лет мировой ВВП может сократиться на 5,3 трлн долларов США по сравнению с текущим прогнозом, предупреждала в октябре главный экономист МВФ Гита Гопинат.
Опубликовано в «Народной газете» (www.sb.by/ng)
Комментариев (0)