Главная

Французская мечта о суверенной Европе

«Мы должны перейти от Европы, сотрудничающей в пределах собственных границ, к Европе, которая сильна в мире, полностью суверенна, свободна в своем выборе и является хозяйкой своей судьбы», – говорит Эммануэль Макрон. Он самый проевропейский политик в своей стране, это та карта, которую президент и кандидат в президенты (хотя официально о своем выдвижении он еще не заявил) будет разыгрывать в этой предвыборной кампании. Что для него важнее: внутрифранцузская или общеевропейская повестка? На этот вопрос недвусмысленно отвечает девиз председательства Франции в ЕС: «Реформирование Европы для прогресса Франции». Здесь Европа – инструмент, но в ситуации Макрона он должен быть не только полезным, но и эффективным.

09/ 02

Опасайтесь не слов, а интерпретаций

Опасайтесь не слов, а интерпретаций

Когда художник выпускает свое «дитя» – произведение или высказывание – к людям, он не знает, какая судьба его ждет – и произведение, и художника. Когда я работала над книгой «Феномен Валентина Елизарьева», читала много статей, выходивших после премьер его балетов. И обнаружила, что балет «Спартак» назывался «подарком советским олимпийцам». Но когда я спросила хореографа, ставил ли он свой балет к Олимпиаде-80, он очень  удивился: «Нет». И сказал что-то не слишком приятное в адрес журналистов, которые могут любое событие интерпретировать так, что автор не узнает. Времена советской прессы, которая в каждом «Спартаке» видела идеологию, а в Кармен – борца с социальной несправедливостью, прошли, но любовь к интерпретациям осталась. И это знаем не только мы с Елизарьевым, но и Джоан Роулинг, которую не приглашают на юбилей фильмов, созданных по ее книгам. А все из-за пришедшей в Европу из США «культуры отмены», когда остракизму подвергают недостаточно «прогрессивных» людей и организации, причем кто недостаточно «прогрессивен» решает меньшинство – как правило, агрессивное.

03/ 02

Ни мира, ни войны?

Ни мира, ни войны?

«Мы готовы к любому развитию событий, но предпочитаем дипломатию», –  говорит Госсекретарь США Энтони Блинкен. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявляет, что Европа сейчас сталкивается «с самыми опасным моментом» в своей истории со времен окончания холодной войны. Спасибо, что не со времен Второй мировой. Министр иностранных дел России Сергей Лавров повторяет: «Если это зависит от России – войны не будет». Что все это значит? Выводов несколько, главный из которых – мы наблюдаем рождение нового мирового порядка. А он всегда рождается с болью, причем для всех.

27/ 01

Что в копилке «демократа»

Что в копилке «демократа»

На первой пресс-конференции в качестве президента Соединенных Штатов Америки Джо Байден заявил: «Меня наняли, чтобы решать проблемы». На самом деле каждого американского президента «нанимают» именно для этого. Проблем становится больше, но каждый новый президент воспринимает их как шанс показать, что ты лучше предшественника, силен, и горы способен свернуть. Хотя чаще приходится разгребать Авгиевы конюшни, причем совсем без такого, как у Геракла, успеха. Теперь и Байден это знает. Итоги первого года Джо Байдена на посту президента США в этом материале

23/ 01

Письма от руки

Пару лет назад, когда я училась в одной литературной школе, мне нужно было выполнить финальное задание – написать рассказ. А мы с мужем как раз уезжали на отдых на пару дней, и я решила не брать с собой компьютер. Купила тетрадку – в широкую линейку, без полей, и к своему большому удивлению обнаружила, что когда пишешь от руки, у текста оказывается совсем другая энергетика. С тех пор у меня растет стопочка исписанных от руки тетрадок – я в них пишу рассказы и много чего другого «для себя». Знаете ли вы, что сегодня, 23 января, в мире отмечается День ручного письма? Еще Аристотель говорил, что почерк каждого человека индивидуален, и сегодня специалисты подтверждают: даже близнецы пишут по-разному.

20/ 01

Всепогодная дружба

Сегодня исполняется 30 лет со дня установления дипломатических отношений между Беларусью и Китаем – значимый рубеж. Я поговорила с белорусами (даже взяла интервью у собственного мужа), которые много лет выстраивают белорусско-китайские отношения, чтобы узнать, что удивляет их в этой стране, какие уроки она им преподнесла, и что из богатого китайского опыта можно применить в Беларуси.

17/ 01

Бабушка и медведь

Упаковывать свою жизнь в чемоданы, пакеты и мешки – та еще задача. Сердце разрывается, когда освобождаешь – комната за комнатой, шкаф за столом, полка за полкой – мамину квартиру, в которой твоя семья прожила 39 лет. Муж, собирая упакованные вещи, чтобы отнести их в багажник, поднимает мягкое и большое. Смотрит – в ответ на него глядят два черных пластмассовых глаза-пуговки. «Что это?» – недоумение и неверие, не произносимое вслух. Медведь? Плюшевый медведь? И мы, расстающиеся с мебелью, кастрюлями, сковородками, безжалостно выбрасывающие детские портреты на растрескавшейся фанере, повезем в Минск вот это? «Да, – говорю я мужу. – Повезем». «И ты знаешь, где он будет сидеть?». Конечно. С этим медведем такая вышла история, что я не могу с ним расстаться, хотя он даже не мой.

Стала ли Европа более безопасной после недели интенсивных переговоров между Россией и США, НАТО и ОБСЕ? Нет. Более того, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Польши Збигнев Рау заявил: «Угроза войны в регионе ОБСЕ в настоящее время представляется большей, чем когда-либо за минувшие 30 лет». Но ведь никто и не надеялся, что за неделю удастся решить проблемы, копившиеся десятилетиями, правда?