Новости и мнения

Нам кажется, что пандемия изменила мир навсегда. Нам всего лишь кажется. Главное, что принес нам год ограничений – обостренное внимание к государству. В начале каждого года МГИМО публикует доклад «Международные угрозы». Какие в этом году? Основная угроза Соединенным Штатам в этом году будет исходить… от самих Соединенных Штатов. На сегодня в Америке есть как минимум две экономики, утверждают авторы доклада: финансово-технологическая, которая расположена в основном на побережьях, и индустриально-сельскохозяйственная, в центре страны. Первая голосует за демократов, вторая – за Трампа, и вместе им не сойтись. Китай ощутил свою уязвимость: в мировую торгово-финансовую систему он интегрировался, но не он определяет правила игры. Угроза. Еще одна примета нашего времени – столкновение ценностей и интересов. Один из самых показательных примеров в этой связи – Германия.

Если борьба против изменения климата ассоциируется у вас с Гретой Тунберг и ее любовью прогуливать школу по пятницам, это правильная ассоциация. Но недостаточная. Эксперты пугают хлебными бунтами и кивают на Египет, наплывом климатических мигрантов и кивают на Бангладеш, предрекают изменение политического и экономического ландшафта. Климат – это политика, даже не сомневайтесь. А держать нос по ветру политики умеют. Да и бизнес научился. Вот вам отличные примеры.   

С Трампом, хоть и без него

«Америка возвращается», – сказал президент Джо Байден в первом выступлении, посвященном внешней политике. Внешне новый американский президент избавляется от всяких ассоциаций с Трампом: декларирует возвращение к мультилатерализму, продлил договор об ограничении стратегических вооружений с Россией, вернул свою страну в ВОЗ и Парижское соглашение по климату, отменил запрет на въезд в страну мусульман. Но если его послушать внимательнее, то становится очевидно: Трампу нынешняя администрация еще не раз скажет «спасибо». Не вслух, конечно.

Премьер-министр Греции предложил ввести единый сертификат ЕС о вакцинации. Его инициативу подхватили другие страны, зависимые от туризма – Испания, Португалия и Мальта. Сразу возник вопрос: сертификат вакцинации – документ медицинский или политический? Президент Еврокомиссии Урсула фон Дер Ляйен говорит, что на первом этапе – исключительно медицинский: науке пока неизвестно, могут ли привитые заражать других и как долго продлится полученный в результате прививки иммунитет. Ей вторит президент Европейского Совета Шарль Мишель, полагающий, что если сертификат сделают обязательным условием для путешествий, многие воспримут это как введение принудительной вакцинации. Но то государственный уровень, а ведь есть частные структуры со своими правилами. Например, крупнейшая в Германии компания по продаже билетов на концерты и фестивали CTS Eventim считает, что на подобные массовые мероприятия следует пускать только привитую публику. Немецкий Совет по этике допускает, что после снятия карантинных мер возникнут сферы и услуги, доступные только вакцинированным.

5 февраля истек срок действия договора о стратегических наступательных вооружениях между Россией и США (ДСНВ-3). Фактически он удерживал обе страны от гонки ядерных вооружений, поэтому во всем мире забили тревогу, когда президент Трамп заявил, что продлять договор не будет. Но Трамп, как и любой президент, не вечен. Он даже на второй срок не смог переизбраться, а его Джо Байден был вице-президентом, когда Барак Обама подписывал ДСНВ-3 с Дмитрием Медведевым. Так что у него чувство преемственности есть. Поэтому договор продлили. Означает ли это, что наш мир стал безопаснее? Не стоит обольщаться.