Мир без женщин

ООН провозгласила 11 октября Международным днем девочек – впервые в своей истории. Это не имеет ничего общего с трогательным днем в Японии, когда празднуют счастливое девчачье детство. Новый международный день, провозглашенный ООН –  знак озабоченности.

Каким был бы мир без женщин? Странный вопрос, скажет иной читатель: без женщин мира не было бы. Совершенно справедливо, и специалисты в области демографии предостерегают: такое вполне может произойти. В одной только Азии “пропали” 163 млн. женщин. Но их никто не ищет (кроме, может быть, будущих мужей) – эти женщины не родились, хотя могли бы и должны были. Их матери – под давлением семьи, обстоятельств и традиций – узнав, что беременны девочкой, сделали аборт в надежде, что в следующий раз забеременеют мальчиком и родят его на радость семье и обеспеченной старости. Из-за таких решений, которые принимаются сплошь и рядом, в одном только Китае мальчиков на 30 млн. больше, чем девочек, и к 2020 г., когда они станут мужчинами, у них неизбежно возникнут проблемы с созданием семьи.

Журналисты “Нью-Йорк Таймс” Николас Кристоф и Шерил Уданн подсчитали, что за последние 50 лет женщин в мире погибло больше, чем мужчин во всех войнах ХХ века. Эксперты заговорили о “гендерциде” (по аналогии с геноцидом) – это касается прежде всего развивающихся стран вроде Китая, Индии и Пакистана, но в последние годы практика абортов по гендерному признаку стала распространяться и в других регионах: например, в Азербайджане соотношение мальчиков и девочек при рождении достигло устрашающей диспропорции 116:100 (при том, что естественным считается соотношение 105:100), в Армении – 115:100, в Украине и Испании это соотношение 110:100. Причем если раньше селективные аборты были характерны в основном для бедняков, то сегодня их практикуют в том числе и представители среднего класса.

Причин у гендерного дисбаланса, как правило, три – в какой бы стране это не происходило. Первая – общемировая тенденция к уменьшению семьи: в мире стали меньше рожать. Вторая – предпочтение, которое отдается мальчикам во многих традиционных культурах. Третья – доступ к новейшим репродуктивным технологиям, которые позволяют родителям осуществлять выбор на стадии эмбриона.

Ультразвуковое исследование (УЗИ), которое сегодня считается делом совершенно обычным, в 1960-х гг. было технической новинкой, которую рассматривали в качестве одного из способов контроля роста мирового населения. Об этической стороне и уж тем более об отдаленных социальных и прочих последствиях селективных абортов тогда никто не думал. Сегодня в Китае врачам под страхом лишения лицензии и уголовного преследования запрещено сообщать своим беременным пациенткам пол будущего ребенка – именно во избежание возможных селективных абортов. Но жаждущие сыновей граждане находят способы удостовериться – мальчик или девочка. Не так давно была разоблачена “ультразвуковая банда” – она передвигалась на автомобиле, в котором был установлен аппарат УЗИ, которым быстро делали официально нелегальное сканирование. От желающих узнать пол будущего ребенка отбоя не было. Эксперты бьют тревогу и говорят о необходимости введения запретов на технологии, потому что в данном контексте они – отнюдь не благо. Некоторые страны пытаются бороться с иррациональной нелюбовью к девочкам другими способами. Например, в университете индийского города Бангалор есть специальные стипендии для единственных дочек в семье. В Китае пытались вводить пробные программы – выплату денежных дотаций и выделение дополнительных наделов земли – для семей, которые “останавливаются” на рождении единственной дочери. Но эти программы ощутимого результата не дали и сейчас практически свернуты. Девочки переходят в разряд дефицита, а потому и товара.

Женитьба и добывание жен становится все более серьезной индустрией – она очень развита на Тайване и в Южной Корее. Сегодня основным поставщиком невест в страны Юго-восточной Азии стал Вьетнам – вот уж где не станут делать селективные аборты, девочки здесь могут обеспечить безбедную жизнь всей семье: процедура бракосочетания (неотъемлемой частью которой является выкуп за невесту) обходится страждущему жениху почти в 10 тыс. долларов США в эквиваленте. Вьетнамских невест теперь можно купить даже через аукционный сайт eBay. А вот в соседней Южной Корее вьетнамские жены уже практически не нужны – там гендерный баланс приходит в норму. Селективные аборты имели там место только на протяжении жизни одного поколения, сейчас этого уже практически нет. Основная причина – благосостояние выросло, количество детей в семье уменьшилось, возможность получения образования теперь не зависит от пола (хотя для женщин в карьере все еще существует “стеклянный потолок” и зарплаты у них ниже, чем у мужчин) – поэтому семьям, ожидающим ребенка, по сути, все равно, кто это будет, мальчик или девочка.

Так что, как показывает мировой опыт, лучший способ борьбы с гендерным дисбалансом – улучшение благосостояния нации. А пока ООН приходится бороться за права еще даже не родившихся девочек.

ФАКТЫ:

В мире количество мужчин и женщин в среднем почти равно, коэффициент составляет 1.01 (выше единицы – преобладание мужчин, ниже – женщин). При рождении этот коэффициент составляет 1.07, в возрасте до 15 лет – 1.06, от 15 до 64 лет – 1.02, а в старшей возрастной группе преобладают женщины – коэффициент 0.78.

Самый высокий уровень преобладания женского населения зафиксирован на Северных Марианских островах: на 100 женщин там приходится только 77 мужчин.

Самое большое преобладание мужского населения – в Катаре: мужчин в 2.87 раза больше, чем женщин.

10/2012

Опубликовано в газете «СБ – Беларусь сегодня» (www.sb.by)



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.