ВТО ли еще будет?

В этот удивительный (не подумайте чего хорошего) год множество событий в мире описывается словом «беспрецедентный». Правильно, конечно, описывается. Падение мирового товарооборота тоже было беспрецендентным. И даже закупки защитных масок и средств индивидуальной защиты многостороннюю торговлю не спасли. Глобальная пандемия оказалась вторым кризисом, с которым в этом столетии столкнулась Всемирная торговая организация (ВТО), причем еще даже не успев до конца преодолеть последствия первого  – финансового кризиса 2008 года.

Значительная (пожалуй, даже подавляющая) часть мировой торговли осуществляется по правилам ВТО, и это одна из причин, почему при всей критике этой организации – а критикуют ее много и охотно, – никто ее не покидает, а, наоборот, в нее продолжают стремиться, как это делает, например, Беларусь: в долгосрочной перспективе объемы международной торговли будут расти. А, значит, ВТО нужно не просто критиковать, но повышать ее эффективность и реформировать. Необходимость реформ очевидна: организация, созданная в 1993 году, отстает от времени.

Например, в мировом ВВП значительно выросла доля торговли, которая приходится на развивающиеся страны – такие, например, как Китай или Индия, а значимость промышленно развитых стран, которые доминировали в мировой торговле до окончания Уругвайского раунда многосторонних переговоров, наоборот, ослабла. Уругвайский раунд международных торговых переговоров начался в 1986 году в Пунта-дель-Эсте и завершился как раз созданием Всемирной торговой организации, пришедшей на смену Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Развитые страны говорят о том, что в последние годы из-за изменения структуры торговли их выгоды от членства в ВТО уменьшились по сравнению с преимуществами, которые обрели развивающиеся страны. Причем эти страны преимущества обретали, но при этом их обязательства перед мировым торговым сообществом не увеличивались. И это одна из причин, почему в развитых странах все громче говорят о необходимости пересмотра прав и обязательств в ВТО.

Другая причина, из-за которой говорят о необходимости реформ – бурное развитие цифровой экономики. Рост частных инвестиций в эту сферу уже превышает рост национального дохода во многих промышленно развитых странах, к тому же в отличие от материальных активов, инвестиции в нематериальные активы (а цифровые технологии – именно такие активы и есть) перенесли глобальный финансовый кризис значительно лучше. При этом отдельного свода торговых правил, которые охватывали бы цифровую экономику, сегодня не существует, как нет и официального отслеживания мер, принимаемых отдельными правительствами и влияющих на этот вид экономики. По действующим правилам ВТО цифровая экономика подпадает по регуляции для сектора услуг, но этот свод правил давно не обновлялся, и прогресса в переговорах на этот счет нет. Поэтому значительная часть этой экономической деятельности проходит вне правил многосторонней торговли. Немного странно, да?

Третий комплекс проблем, к которым ВТО даже не подступается – угрозы, вызванные изменением климата, и меры по их – угроз – сокращению. К мировой торговле эти вопросы тоже имеют отношение, хотя и затрагивают ее по-разному. Чиновники уже предупреждают, что некоторые правила ВТО придется пересматривать. Но пока для этого ничего не делается. 

Так что основная проблема Всемирной торговле организации сегодня – даже не то, что уходящий президент США Дональд Трамп, будучи противником многосторонних соглашений, всячески препятствовал работе организации. Президент США – всегда серьезный противник, это, конечно, факт, но все же главный враг ВТО, как мне кажется – она сама. Мир шагнул вперед, в нем произошли колоссальные изменения, а архитектура ВТО осталась прежней. И теперь она просто не успевает за изменениями. Если организация хочет выжить (а она, конечно, хочет), ей нужно ускориться, измениться и, конечно, реформироваться. Сможет ли?

Опубликовано в «Народной газете» (www.sb.by/ng)



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.