oldswin
Природа не терпит пустоты , эти сладкие мальчики компенсируют недостаток...
Это выглядит то ли как фарс, то ли как трагикомедия, причем плохо сыгранные. А как сыграешь лучше? Сценарий пишется на ходу, игра – сплошная импровизация, и каждая мизансцена ухудшает ситуацию.
В Праге снесли памятник маршалу Коневу, я уже писала. Это стало лишь началом истории, которой не видно конца, и не совсем понятно, как из нее выходить, причем обеим сторонам – и Чехии, и России. Следственный комитет Росси возбудил уголовное дело в связи со сносом памятника. Когда об этом стало известно, старост районов Прага 6 Онджея Коларжа и Ржепорые Павла Новотного (он инициировал установление памятной таблички в честь освобождения Праги власовцами) и мэра Праги Зденека Гржиба взяли под полицейскую охрану. Но это лишь начало занимательного детектива. Через пару дней журнал Respekt, ссылаясь на источники в компетентных органах, написал, что в Чехию въехал человек с российским дипломатическим паспортом и ядом рицин – тем самым, которым в 1978 году в Лондоне укололи зонтиком болгарского диссидента Георгия Маркова. С того времени методы спецслужб существенно изменились, но Respekt настаивает на рицине. А поскольку журнал – единственный источник данной информации, все ссылаются на него и ищут того, кто этот самый рицин в Чехию ввез. В наше время тайным остается только то, что спецслужбы действительно хотят таковым оставить. Но, очевидно, это не тот случай. Так что имя человека с диппаспортом известно: Андрей Кончаков, руководитель Российского центра науки и культуры в Праге. Утверждают, что он въехал в Прагу с рицином («Это какая-то ошибка. В чемодане я вез антисептик и конфеты»), 14 марта. Памятник Коневу снесли 3 апреля. Заранее готовились? Доказательств у чехов нет, в России эту историю называют уткой.
Министр иностранных дел Чехии Томаш Петршичек в интервью газете Hospodarske noviny пытается снизить накал страстей: «С точки зрения МИД важно, чтобы мы соблюдали обязательства, которые вытекают из договора между Чешской Республикой и Российской Федерацией. Там не говорится, где памятник должен быть размещен, но из договора следует, что мы должны обеспечить ему достойные условия и предотвратить повреждение. Если одним из способов выполнить данные обязательства будут переговоры с Российской Федерацией о переносе памятника на ее территорию, мы открыты для этого». По-видимому, староста Коларж, снося памятник, с МИДом не консультировался. «Чехия – страна, которая выполняет договоры», – настаивает министр Петршичек: репутация – важная вещь. Наверное, именно поэтому так оскорбились районные власти, когда накануне 9 мая на пустующем после демонтажа постаменте некие люди установили двухметровый унитаз из пенопласта. «Если кому-то нужно выразить себя таким образом в дни празднования окончания Второй мировой войны, это говорит о том, что у него в голове фекалии», – сказал староста Коларж. С моей точки зрения, он приложил немало усилий к тому, чтобы этот эпизод стал возможен. Полиция возбудила уголовное дело по факту вандализма. «Идёт борьба двух точек зрения на события Второй мировой войны», – в интервью газете «Московский комсомолец» прокомментировала ситуацию дочь маршала Наталья Конева.
Эта борьба началась не сегодня, и не завтра закончится. Мы говорили об этом в феврале на Мюнхенской конференции по безопасности с известным российским политологом Федором Лукьяновым. И вот что он сказал: «То, что сейчас самое больное обсуждается, по поводу Второй мировой войны, кто виноват и тому подобное – это в чистом виде привнесено благодаря расширению ЕС. Пришли страны, которые претендуют на статус жертв: мы тоже жертвы, причем и тех, и других. Концепция двойного тоталитаризма. У этих стран, у многих из них, сложные исторические реминисценции относительно Холокоста. Кто-то страдал, а кто-то в нем участвовал. И вот тут началась релятивация того, что раньше считалось неоспоримым: каким бы ни был Советский Союз, другая сторона была ужасней, и все. А здесь уравнивание исходит из того, что – вы посмотрите на нас, мы жертвы и того, и другого, вы не можете этого игнорировать. Когда им говорят, что нет, ну вы тоже пособники… Что значит «пособники»? Почему сотрудничали с Гитлером? Потому что были против (большевиков). Вот это размывание морально-политического фундамента, я думаю, боком выйдет и Западной Европе. Можно спросить: а что, собственно, в масштабе всего Евросоюза Восточная Европа – какая-то незначительная доля экономики? Но тут меркантилистский подход не работает, в экономике – может быть, а в политике – нет. Учитывая нарастающие проблемы интеграции, сложности с нахождением единого подхода к все большему количеству вопросов, там, где этот единый подход можно легко создать – именно в отношении России, ее прошлого – это становится инструментально полезным».
Эта война закончится еще не скоро.
Опубликовано 15.05.2020 в газете «СБ. Беларусь сегодня» (www.sb.by)
Комментариев (0)