Анна
Добрый день, Инесса.
Я, как любитель чтения, с большим интересом прочитала...
Первым геноцидом ХХ века называли истребление африканских племен гереро и нама в 1904-1908 годах. Там были и массовые убийства, и концлагеря, и изъятие у коренного населения земель. Сейчас территории, где это происходило – Намибия, но тогда это была Германская Юго-Западная Африка. По оценкам историков, погибли от 65 до 80 тысяч гереро и около 20 тысяч нама. «Принимая во внимание историческую и моральную ответственность Германии, мы просим Намибию и потомков жертв о прощении», – заявил министр иностранных дел Хайко Маас. Он подчеркнул, что отныне его страна официально будет называть массовые убийства в 1904-1908 годах в Намибии геноцидом.
Германский парламент признал факт геноцида еще в 2015 году, и все эти годы шли переговоры о компенсациях. После геноцида земли коренных жителей были разделены и переданы немецким фермерам-поселенцам. Сегодня потомкам белых колонистов принадлежит около 70% сельскохозяйственных земель Намибии, у большинства землевладельцев – немецкие корни.
Германия выделит на восстановление и развитие Намибии 1,1 млрд. евро. Программа компенсаций рассчитана на 30 лет, и решающая роль в ее осуществлении отведена представителям племен гереро и нама, которые активно участвовали в переговорах. По желанию Намибии, основные средства будут выделены на развитие и реформирование сельского хозяйства, водоснабжение и профессиональное обучение.
Люди, знакомые с ходом переговоров, говорят, что европейские страны, многие из которых, как и Германия, были колониальными державами, выражали озабоченность разной степени глубины. Мол, если Германия выплатит компенсацию за преступления вековой давности, это может стать вдохновляющим прецедентом – ждите тогда волны исков от стран Африки, Юго-Восточной Азии и других регионов. Озабоченность вполне понятная и обоснованная – например, Танзания, входившая в состав Германской Восточной Африки, с требованием о компенсации уже обратилась.
Несмотря на давность преступления и озабоченность европейских партнеров, Германия все же приняла решение компенсации выплатить – для нее это вопрос переосмысления прошлого и в определенном смысле дело чести.
Как делом чести было для президента Франции Эммануэля Макрона просить прощения за ту роль, которую сыграла его страна в геноциде в Руанде в 1994 году. Тогда были убиты почти 800 тыс. человек – представителей народа тутси и умеренных хуту, пытавшихся защитить тутси от истребления.
Правительство Руанды и организации, объединяющие жертв геноцида, неоднократно обвиняли Францию в том, что она тренировала и вооружала проправительственные вооруженные группировки и правительственные войска, которые и осуществляли геноцид. Эммануэль Макрон просил прощения именно за это, подчеркивая, что сами французы преступлений не совершали и людей не убивали. Но, признал он, в 1994 году «Франция не понимала, что, желая заблокировать региональный конфликт или гражданскую войну, она фактически стояла на стороне режима, осуществлявшего геноцид». Президент Руанды Поль Кагаме назвал эти слова «чем-то более ценным, чем извинения. Они были правдой» и «актом огромного мужества».
Для того чтобы признать ошибки прошлого, действительно нужно мужество. Недавно президент Чехии Милош Земан просил у президента Сербии Александра Вучича и сербского народа прощения за то, что Чехия поддержала бомбардировки Югославии в 1999 году, через несколько дней после своего вступления в НАТО. Земан тогда был премьер-министром: «Этим извинением и просьбой о прощении я избавился от многолетней травмы, потому что покаяние освобождает». Это было его личное извинение, подчеркивают чешские политики. Для того чтобы покаялась страна, нужна политическая воля, которые нашлись у Германии и Франции.
А вот хлынут ли иски бывших колоний к бывшим колонизаторам – посмотрим. Нельзя исключать. Но случившееся – уже сильнейший урок на тему политики и морали: за все преступления рано или поздно придется ответить. Пусть и дальним потомкам.
Опубликовано в «Народной газете» (www.sb.by/ng)
Комментариев (0)