Новые диссиденты

Все перевернулось в этом мире. Публику так долго убеждали, что Соединенные Штаты и Великобритания – единственные и непогрешимые светочи демократии и свободы (слова, печати, личности) в этом мире, что им поверили не только собственные граждане (вот она – великая сила пропаганды!), но даже и мы. А теперь оказывается, что антиутопия Джорджа Оруэлла «1984» и история про Большого Брата, который всегда смотрит за тобой – это далеко не только про Советский Союз (как думал в свое время автор) история. Это и про свободные демократические страны тоже: Большой Брат присматривает за каждым, и все «под колпаком у Мюллера» (если вы смотрели кино про Штирлица, так понятнее).

Эдвард Сноуден, свалившийся как снег на голову (первая часть его фамилии snow переводится с английского «снег») правительству США и Великобритании, вызвал, с одной стороны, бурю возмущения («Как? За нами шпионит собственное правительство? Которому мы честно платим налоги?»), с другой – бурю негодования («Нас предал человек, которому мы платили зарплату и доверили государственные тайны!»). Поступок Эдварда Сноудена расколол общество, как раньше раскололи общество поступки Джулиана Ассанжа и Брэдли Мэннинга. На чьей вы стороне? На стороне правительства, которое говорит, что с помощью слежки защищает своих граждан от потенциальных угроз терроризма (и хотя бы доля правды в этих утверждениях, несомненно, есть) и обвиняет тех, кто открывает его, правительства, секреты о слежке за частными (и честными) гражданами в шпионаже (а это подразумевает тяжелую статью и не исключает пытки в камере – спросите Брэдли Мэннинга)? Или на стороне тех, кто, как Мэннинг и Сноуден, не смогли смолчать и кто, как Ассанж, сделали тайное явным? Где та грань, когда благие намерения правительства (а предотвращение террористических атак – дело, несомненно, благое) начинают мостить дорогу в ад?

История Эдварда Сноудена – увлекательное приключение. Но только когда наблюдаешь за ней со стороны. Его гонят по миру, как зайца, расставляя ловушки – в виде договоров об экстрадиции и возможностей давления на колеблющиеся правительства. Но в мире есть (и растет с каждым днем) группа (или даже целый невидимый фронт) людей, для которых дело чести – оставить Вашингтон и Лондон с носом. И эти люди – не террористы (хотя в Вашингтоне могут думать иначе), они отстаивают наше с вами право на частную жизнь, свободу слова и переписки и хотят, чтобы правительства были честными хотя бы со своими гражданами (если уж у них точно не получится быть честными друг с другом). Эдварда Сноудена в его побеге через весь мир сопровождает представитель Викиликс, и именно Викиликс (и люди, симпатизирующие этой организации и сидельцу Джулиану Ассанжу) занимается поиском «демократической страны», готовой принять перебежчика. Все перевернулось в этом мире: США обретает собственных диссидентов, вынужденных покинуть страну по политическим мотивам. Бегут эти новые диссиденты – лет десять назад такое и представить себе было невозможно – в Латинскую Америку: на Кубу, в Венесуэлу или Эквадор.  Напомню, Джулиан Ассанж уже не первый год «сидит» в Посольстве Эквадора в Лондоне, не имея возможности покинуть свое убежище (пойдут ли эти годы ему в зачет тюремного срока?).

Вопрос, который сегодня волнует многих, даже не то, почему Эдвард Сноуден сделал то, что сделал – раскрыл газетам подробности организованной Агентством национальной безопасности США программы «Призма», которая осуществляет тотальную слежку за интернет-ресурсами (а, значит, за миллионами граждан по всему миру, в том числе и за нами с вами). Вопрос в том, почему он раскрыл свое имя, ведь начинал он «сливать» информацию под псевдонимом. Сам Сноуден говорит, что изначально не особо скрывался – прежде всего потому, что уверен в своей правоте. Правда придает силы, именно уверенности в своей правоте помогает молодому (29 лет) человеку бежать сегодня по миру. Пусть и ссоря по дороге страны и правительства. В Гонконге (первой точке его длительного диссидентского маршрута), демократическими традициями которого так гордится воспитавшая их Великобритания, тысячи людей вышли на улицы под лозунгами «Свободу Эдварду Сноудену!». И это стало большой дилеммой как для самого Гонконга, так и для Пекина (напомню, что Гонконг хоть и специальный административный район, но все же в составе Китая). Несмотря на то, что у Гонконга собственные законодательные органы и полиция, без одобрения Пекина Сноудену не предоставили бы политическое убежище и не экстрадировали бы в США. Китаю прямая и острая конфронтация с Вашингтоном сейчас не нужна. Так что выход был найден элегантный: диссидент улетел (утверждается, что добровольно, но есть сомнения) в Москву и далее в Латинскую Америку. Но подарок за китайское гостеприимство он хозяевам сделал, заявив, что США, постоянно обвиняющие армейских хакеров КНР в кибершпионаже и даже краже военных секретов, сами шпионят в сети за китайскими телекоммуникационными компаниями и самым престижным университетом страны – Цинхуа (нынешний и бывший председатели КНР учились именно здесь). Теперь у Пекина есть сильный контраргумент в переговорах с американцами.

Одиночки – такие, как Эдвард Сноуден и Брэдли Мэннинг – и неправительственные организации, живущие за счет донорских поступлений – такие как Викиликс, – меняют мир. Они делают жизнь правительств неудобной, но на самом деле возвращают нас к истокам демократии: правительство для народа, а никак не наоборот.

 

Опубликовано 25.06.2013 в газете «СБ – Беларусь сегодня» (www.sb.by)



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.