Анна
Добрый день, Инесса.
Я, как любитель чтения, с большим интересом прочитала...
Неожиданным бестселлером в Китае стал труд французского мыслителя Алексиса де Токвилля, написанный в далеком 1856 году – «Старый режим и революция». Настоятельная рекомендация читать эту книгу пришла с самого верха, сегодня, говорят чиновники, очень важно понять причины французской революции – а случилась она от того, что народ перестал верить и доверять власти. «Говорило же правительство взбунтовавшемуся народу, – вдохновенно говорит один чиновник, – что нет в Бастилии политзаключенных, а народ правительству уже категорически не верил. Бастилию захватили, политзаключенных там действительно не оказалось, но революцию уже было не остановить». Китайцы с большим удивлением обнаруживают множество параллелей.
На днях прозвенел предупреждающий звонок: несмотря на заверения властей, сотни репортеров приехали со всей страны и собрались у входа в суд города Гуйяна – прошел слух, что там начинаются слушания по делу Бо Силая, бывшего коммуниста, бывшего члена Политбюро и бывшего партийного секретаря города Чунцина, обвиняемого в серьезных нарушениях партийной дисциплины и коррупции (его жена Гу Кайлай осуждена за убийство британского бизнесмена Нила Хэйвуда, наша газета об этом писала). Председателю суда даже пришлось провести пресс-конференцию (первую и единственную в своем роде) – уверяя собравшихся (там были в том числе и сторонники Бо с плакатами), что суда не будет. Власть говорит, а ей не слишком верят – де Токвилль писал именно об этом.
Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин (который в марте станет и Председателем КНР) твердо пообещал бороться с коррупцией – и слово свое, похоже, держит: дня не проходит, чтобы в СМИ не появилось сообщение об аресте очередного коррупционера. Си, человек хорошо образованный и по китайской традиции использующий цветистые обороты, говорит о том, что чиновники должны жить «в клетке» – клетке ограничений и самоограничений. Чиновников низкого ранга он назвал «мухами», высокого – «тиграми». Между «мухами» и «тиграми» принципиальных различий нет – клетка, говорит товарищ Си Цзиньпин, для всех должна быть одна: «Строго управлять коммунистами, нельзя ослаблять наказание и управление. Надо поймать и тигров и мух.... Перед партийной дисциплиной и государственными законами никто не может претендовать на исключение. Кого бы ни касалось дело, его нужно расследовать до конца, без всякого снисхождения».
Не нравится жить в клетке постоянных самоограничений и под всевидящим оком партийной комиссии по дисциплине? Уходи с должности и занимайся бизнесом. Но если пошел в «слуги народа», то, будь добр, служи верой и правдой, и исключительно за одну зарплату. А то вот недавно всю страну потряс скандал в сфере недвижимости – заместитель директора регионального отделения сельского банка, имея четыре удостоверения личности (около десятка полицейских чинов, помогавших – понятно, что небескорыстно – в их получении, арестованы), купила недвижимость в Пекине на сумму 160 млн. долларов. По репутации власти нанесен тяжелый удар – очередной.
Чиновники, говорит товарищ Си Цзиньпин, должны стать скалой, которую не соблазнишь роскошью, гедонизмом и экстравагантностью. Пора вспомнить традиционные китайские добродетели: скромность – это славно, излишества – стыдно. После того, как на армейских банкетах запретили употреблять алкоголь, акции производителя самой знаменитой водки в стране, компании «Маотай» упали, а цены на некоторые сорта снизились более чем на 100 долларов США (да, это стоит так дорого). Так что бизнес столь активная антикоррупционная кампания не радует. Рестораны и флористы несут многотысячные убытки – из-за сотен отмененных новогодних банкетов.
Нынешняя антикоррупционная кампания – не первая в стране, но ко всем прежним применима еще одна популярная поговорка – «большая гроза, да малый дождь». Но сейчас ситуация изменилась – возможно, потому, что в партийных школах стали читать де Токвилля. Самым высокопоставленным чиновником, против которого начато расследование, стал заместитель председателя Всекитайского собрания народных представителей (парламента) Ли Цзянго. Его обвиняют в том, что «пристроил» на теплую государственную должность племянника – до самого недавнего времени в Китае это было делом настолько обычным, что и дискуссий почти не вызывало. Но времена изменились. Вот руководитель полиции города Тайюань Ли Яли попытался «замять» дело своего сына, пойманного пьяным за рулем и подравшегося при этом с офицером полиции – чиновного папу сняли и с должности начальника полиции, и с должности партийного секретаря управления полиции (что важнее).
Китайцы устали от коррупции и коррупционеров, и сегодня они как никогда раньше хотят покончить с этим явлением, которое, как учат в китайских школах (как когда-то в советских), не имеет ничего общего с социализмом. Но коррупция в Китае пустила такие глубокие корни, что стала угрожать социальной стабильности. Для того, чтобы ее выкорчевать, нужны железная воля и незапятнанная репутация. Если новое руководство ЦК КПК во главе с Си Цзиньпином будет медлить – оно разочарует китайский народ, что в нынешних условиях уже опасно. Если оно, отвечая народным чаяниям, будет действовать быстро и решительно – может потерять поддержку партийных функционеров на местах, это тоже опасно. Мухи ведь и тиграм могут навредить – когда их много и они обозлены.
Опубликовано (с сокращениями) в газете «СБ – Беларусь сегодня» (www.sb.by)
Комментариев (3)
Дмитрий
Инесса Плескачевская
Vadzim