Китайцы меняются

Китайцы меняются – недавно проведенное социологическое исследование выявило, что они стали более эгоистичными, менее честными, среди них стало больше пессимистов, они не слишком доверяют другим и практически разучились рисковать. Страна, всегда выживавшая коммунами, и знаменитый предпринимательский дух, основанный и на способности к риску в том числе, остаются в прошлом. Но почему? Причина, говорят специалисты, в политике ограничения рождаемости, которая создает «маленьких императоров» – зацикленных на себе и собственных переживаниях, не привыкших жить в коллективе и уже почти неспособных бороться за свое место под солнцем. Что страна может потерять?

Политика «одна семья — один ребенок», которая сегодня охватывает почти 63% населения, была провозглашена средством борьбы с перенаселением в 1979 году, и оказалась весьма действенной. Начиная с 1980 г., удалось «предотвратить» 400 млн. рождений, гордо говорят в Пекине, но рост населения замедлился настолько, что стали возникать неожиданные проблемы. Число пожилых и стариков увеличивается стремительно, а молодых здоровых рук, которые должны кормить поколение отцов и дедов, уже не хватает. Экономическим чудом страна обязана не только дешевизне рабочего труда (хотя, конечно, ей тоже), но и обилию рабочей силы. Теперь же все изменилось: во многих отраслях ощущается нехватка специалистов. В прошлом году впервые со времен образования КНР количество трудоспособного населения в возрасте от 15 до 59 лет сократилось на 3.45 млн. человек. В масштабах Китая сокращение, конечно, небольшое (количество трудоспособного населения оценивается в 937 млн. человек), но – тенденция. По прогнозам специалистов, начиная с 2025 г. трудоспособное население будет сокращаться каждый год примерно на 10 млн. человек. Между тем, к 2030 г. в стране будет жить 360 млн. пожилых людей и стариков – работающим будет все труднее их содержать. Другая обозначившаяся тенденция – молодежь не хочет работать на производстве. Им не нравятся конвейеры, дисциплина, строго нормированный рабочий день и отсутствие отпусков – они хотят другой, более радостной жизни и выше оплачиваемой работы. Все очень просто, объясняют специалисты: детей рождается меньше, а запросы у них больше: единственный ребенок в семье привык к своему особому положению.

Нельзя сказать, что выводы ученых, в исследовании которых принял участие 421 человек, часть из которых родилась до введения политики ограничения рождаемости, а часть – после, стали большим откровением для самих китайцев. Они уже давно говорят, что единственные дети – избалованные эгоисты, не склонные к тяжелому труду (как физическому, так и умственному). И хотя все (или почти все) в это верят, серьезные научные исследования до сих пор не проводились. То, которое провела группа ученых из университета Монаш (Австралия) под руководством профессора Лизы Кэмерон, оказалось первым.

Выводы ученых оказались неутешительными: молодые люди, появившиеся на свет после начала политики ограничения рождаемости, меньше заинтересованы в конкуренции и риске — они реагируют на проигрыш слабее, чем их «конкуренты» из многодетных семей. Отсутствие «конкуренции» в семье и особое отношение родителей к своему единственному отпрыску лишило их стимула к саморазвитию, сделало их более эгоистичными и менее способными к риску, сделали вывод ученые.

В прошлом году эксперты выступили с предупреждением правительству: пришло время пересмотреть политику ограничения рождаемости, в длительной перспективе она делает нас, китайцев, менее конкурентоспособными в мире. Они предложили, начиная с 2015 г., разрешить каждой семье иметь двоих детей. Правительство пока молчит – взвешивает аргументы «за» и «против». Но, уверен почти каждый в Китае, изменения неизбежны – если страна хочет и дальше оставаться одним из лидеров мирового экономического развития.

01/2013

Опубликовано (с сокращениями) в газете «СБ – Беларусь сегодня»



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.