Рудольф Меликсетян
Уважаемая Инесса! Наконец-то вы подняли самый важный (точнее --жизненно...
В Будапеште прошел саммит в формате «16+1», где «16» это страны Центральной и Восточной Европы (как входящие, так и не входящие в Европейский Союз или НАТО), а «1» это Китай. Инициатива по созданию этого формата принадлежит Китаю, и сейчас именно он продолжает активно его продвигать в рамках стратегий Нового Шелкового пути и «Один пояс, один путь». У Беларуси на саммите был статус наблюдателя, нашу страну представлял премьер-министр Андрей Кобяков.
Из Пекина на саммит прилетел премьер-министр Госсовета КНР Ли Кэцян и пообещал выделить на совместные проекты 3 млрд. долларов: 2 млрд. на инициативы, связанные с развитием региона, 1 млрд. – на программы инвестиционного сотрудничества. На саммите в Будапеште было также объявлено о создании Межбанковской ассоциации Китай–страны Центральной и Восточной Европы. «Цель создания этой организации – предоставление кредитов на проекты развития в рамках международного финансового сотрудничества», – отметил Ли Кэцян. Речь идет именно о кредитах.
Китайские чиновники утверждают, что страна уже вложила в Центральную и Восточную Европу более 8 млрд. долларов. Цифра выглядит внушительной, но все же не будем забывать, что регион – это почти два десятка стран, которые буквально выстраиваются в очередь за китайскими деньгами. Но мнение о том, что китайцы дают много и охотно, руководствуясь исключительно принципом политической дружбы на самом деле – один из многочисленных мифов о Китае. Более того, история с китайскими инвестициями иногда получается занятная: страны, в которые Поднебесная вкладывает больше и охотнее всего (а это США и Западная Европа) относятся к таким инвестициям настороженно, особенно когда речь заходит о приобретении компаний в сфере высоких технологий. В некоторых случаях государственные регуляторы такие сделки запрещают, как это случилось, например, в сентябре с американским производителем микросхем Lattice Semiconductor, который хотела приобрести группа компаний, включающая China Venture Capital Fund Corporation Limited. В Германии многие политики озабочены объемом китайских приобретений в стране: в прошлом году бизнесмены из Поднебесной купили немецких компаний на сумму 11.3 млрд. евро. В основном это высокотехнологичные компании. В прошлом году Китай инвестировал в научные исследования и IT в Европе 935 млн. долларов, а в США — свыше 6,15 млрд.
Интерес Китая к Центральной и Восточной Европе иной: это, прежде всего, инфраструктура и транспорт. Но и тут есть нюанс. Со странами, входящими в ЕС, сотрудничество у Поднебесной складывается непросто: они связаны действующими внутри союза требованиями и единой политикой. Что демонстрирует, например, история со строительством скоростной железной дороги Белград-Будапешт. Сегодня поездка на поезде между двумя столицами занимает почти 8 часов, а если Китай построит обещанную дорогу, время в пути сократится до трех часов. Проект общей стоимостью 2.4 млрд. евро на 85% финансируется Экспортно-импортным банком Китая. Работы на белградском участке должны начаться уже на следующей неделе, а ЕС, в свою очередь, начинает разбирательство против Венгрии по подозрению в неправильно проведенном тендере. (Латвия, которая рекламирует свои порты и дороги как самый быстрый путь для выхода китайских товаров в Скандинавию, уже заявила, что «не может гарантировать» китайским компаниям победу в тендере). У Сербии в этом вопросе козырь: она не входит в ЕС. И этим козырем страна умело пользуется, получая самый большой объем финансирования из Поднебесной в своем регионе: китайцы покупают здесь заводы, вкладывают деньги в строительство автомобильных и железных дорог, мостов и в энергетические проекты. Китаю сейчас легче работать именно с теми государствами, которые в ЕС не входят, что объясняет активность на Балканах, например.
«Финансирование» не обязательно означает инвестиции, чаще всего это кредиты. В этом году китайские вложения в нефинансовый сектор за рубежом сократились почти на 42%: Поднебесная пересматривает приоритеты. В августе Госсовет КНР обнародовал новые правила для зарубежных инвестиций: в проекты, связанные с военными технологиями и игорным бизнесом, вкладываться нельзя, сделки в сфере развлечений, гостиничного дела и кино ограничиваются, вложения в новые технологии, горнодобывающую и нефтяную отрасли, сельское хозяйство, рыболовство и проекты стратегии «Один пояс, один путь» поощряются. И для нас (как, впрочем, и для всей Центральной и Восточной Европы) это хорошая новость.
Одновременно Китай заявляет о том, что его внутренний рынок открыт для импорта: Ли Кэцян назвал цифру в 8 млрд. евро – столько страна готова потратить на приобретение импортных товаров в течение ближайших пяти лет. А ведь рынок огромный и еще не слишком насыщенный, так что хорошо зарекомендовавшим себя импортерам (среди которых и белорусские компании) есть где разгуляться.
Опубликовано 29.11.2017: Юань шагает в полный рост
Комментариев (1)
Елена
Желаю Вам всего самого доброго и жду продолжения темы.
С уважением, Елена, г. Полоцк.