У Нясвiжы як у Парыжы

Рекорд на сцене: 10 представлений за три дня. «Вечера Большого театра Беларуси в замке Радзивиллов» в двенадцатый раз прошли в Несвиже.  

Музыка в атмосфере

На три дня Несвиж становится театральной столицей Беларуси. На концерты и спектакли приезжают не только со всех уголков нашей страны, но и из-за рубежа – билеты купили зрители из 20 государств. За чем едут? За музыкой, красотой и атмосферой. Атмосфера, отмечают многие, – главное.

Разговариваем с Людмилой из Барановичей и Натальей из Гродно. Наталья много лет так планирует июнь, чтобы на три дня приехать к подруге, с которой они ездят в Несвиж на концерты. «В Барановичах, – говорит Людмила, – культурная жизнь не такая интенсивная, нам не хватает подобных событий». «Последние пару лет из-за пандемии я не была в Несвиже, – рассказывает Наталья, – и скучала. Очень рада, что снова приехала. Хотели забронировать гостиницу, чтобы побывать на всех концертах, но поздно спохватились: мест нет! В следующем году позаботимся об этом заранее».

Директор музея-заповедника «Несвиж» Дмитрий Ященко, услышь он это, подтвердил бы: приезд Большого в замок Радзивиллов – хорошо не только для культуры, но и для экономики. «Знаете, гиды в конце экскурсии всегда спрашивают, есть ли вопросы. В последние дни самый частый: есть ли лишний билетик?». Директор Большого театра Екатерина Дулова улыбается: «Практически стопроцентное заполнение».

Первым концертом фестиваля стали «Беларускiя прэм’еры» – авторский проект солиста оперы Дмитрия Шабети (по аналогии с рок-музыкантами его назвали «хедлайнером фестиваля»), реализованный с помощью президентского гранта. Несмотря на то, что «прэм’еры» в Несвиже оказались пятым концертом цикла, это действительно премьеры. Дмитрий сказал, что в копилке проекта уже почти 40 произведений современных белорусских композиторов: «Это очень красивая музыка, вместе с белорусским языком это звучит очень здорово. На последних двух концертах присутствовали все композиторы, и многих это так вдохновило, что они сказали, что будут писать еще. И это отлично».

Екатерина Дулова назвала вечера в замке Радзивиллов «праздником для театра», отметив, что «атмосфера в этом году совершенно особенная». «Весь творческий коллектив здесь, все службы Большого театра работают на то, чтобы эти три дня стали настоящим праздником. Это огромное событие в жизни страны, в жизни ее культуры».

«Намоленным» местом, в котором родилось «много произведений искусства» назвал Несвижский замок художественный руководитель Большого театра, народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев. Сам он, работая над созданием балета «Кармина Бурана», подсматривал мануальную технику у ксендза Колосовского из местного костела Божьего тела. Сегодня ксендз этого костела Петр Шарко перед началом концерта духовной музыки напомнил: «Побач з намi ёсць Бог. Ён хоча паслухаць нашыя сэрцы». Атмосфера на этом концерте – кстати, бесплатном – была удивительная, музыка действительно позволяет общаться сердцами.

Музыка в интерьере

Интерьеры замка Радзивиллов как будто созданы для того, чтобы стать частью театра. «Это было место передовое, премьеры, которые прошли в Париже или Берлине показывались здесь, – напоминает Валентин Елизарьев и добавляет: – Большой театр нашел здесь свое место».

Большая часть концертов проходит в Театральном зале – белом, праздничном, с золотыми люстрами. Один из концертов назывался «У час шумнага балю…». О его концепции можно спорить: многие знаменитые романсы, написанные на русском языке, исполнялись по-белорусски. А ведь оперы принято петь на том языке, на котором они написаны – поэтому во всем мире «Кармен» поют на французском, Верди и Пуччини на итальянском, а «Евгения Онегина» и «Хованщину» на русском: композиторы учитывают мелодику языка, когда пишут музыку. Но даже если счесть концепцию этого концерта спорной, нужно признать, что в Несвиже он имел шумный – как бал, к которому отсылало его название – успех. Концерт был театрализованным: костюмы, веера, перчатки, взгляды, вздохи… И, конечно, возгласы «Браво!». За эти три дня Несвиж слышал их часто.

«Воздушный формат»

Так директор театра Екатерина Дулова назвала вечерние спектакли – балет «Бахчисарайский фонтан», оперетту «Летучая мышь», которая «давно стала оперным форматом», и большой концерт-закрытие.

Когда звучала увертюра к балету, директор музея Дмитрия Ященко признался, что нервничает: как спектакль будет смотреться без декораций? Оказалось – прекрасно. Действие первой картины разворачивается в замке Потоцких: было чувство, что на сцене кружатся в танце люди с портретов в замке. «Смотрю как завороженный», – признался Дмитрий Леонидович. Вместе с ним, как завороженные, смотрели на сцену сотни человек. И когда буквально за пять минут до окончания «Бахчисарайского фонтана» с неба упали крупные капли дождя, ни один зритель не встал. Дождь закончился вместе со спектаклем. «Когда Гирей стал плакать, пошел дождь, когда он перестал, и дождь прекратился», – шептались зрители, уходя. Уходили медленно, как будто нехотя, как будто боялись расплескать те чувства и эмоции, которые родились в них в этот вечер. И в этот, и в два других.

Это ведь и есть театральное волшебство – когда сливается дыхание сотен человек, когда в конце третьего дня они говорят: в следующем году здесь же? Конечно! Только о гостинице нужно позаботиться заранее – чтобы жить в этой удивительной атмосфере.

Фото автора

Опубликовано в газете «Минский курьер» (www.minsknews.by)



Комментариев (0)

    Оставить комментарий

    Вы комментируете как Гость.